Внимание: Любое копирование, частичное или полное воспроизведение текста страницы возможно только при указании автора и наличии ссылки на Блог Olga Seid
г. Краснодар
Просмотреть профиль

воскресенье, 5 июня 2011 г.

Культ Сейдов

Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты — сооружения из камней.

Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области.

Иногда сейды образуют структуры.Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень (Тульская область). Вес камня более 20 тонн. Мегалит стоит на трех других валунах, как на ногах.



Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области


Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области


Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области


wikipedia

Феномен Сейда


Общим у всех Камней Сейдов является то, что они установлены, как правило, на вершинах сопок или иных возвышенностях. Высота установки колеблется от 280 до 400 м над уровнем моря, что подтверждает статистика наблюдений при помощи аппаратуры GPS. Исключением являются мегалитические комплексы в Непале в районе Тибета.

В непосредственной близости от них находятся водные источники, большое количество гигроскопического материала, мхов листьев или трав.

В основании Камня Сейда всегда находится массивный монолит или каменный фундамент огромной массы. Сама глыба Сейда представляет собой различной формы скальную породу, кристаллического типа, весом от нескольких килограммов до сотен тонн, установленную непосредственно на нижний монолит или фундамент, но чаще всего «подвешенного» на некоторой высоте над основанием. Обычно это три или четыре каменных «ножки».

Сам Камень Сейда всегда ориентирован вдоль расположения тектонических разломов и имеет строгую ориентацию относительно направлений сторон света. Это подтверждается практически всеми исследователями мегалитических комплексов при фиксировании мест расположения так же с помощью GPS аппаратуры. Нет смысла объяснять, что современная техника выполнить подобные работы с такой ювелирной точностью не сможет и наши дни.

Культура Сейда

Без осознания довольно сложной Космогонии народов Арктики, понимания логики, их философии и мировоззрения, слишком легко податься соблазну свести веками формировавшиеся традиции и сакральные техники к уже известным примитивным формам колдовства, деградировавших до уровня кликушества и шарлатанства.

В современной европейской скандинавистике под термином Сейд принято понимать Практику Сейда, как одну из двух основных форм магии Севера.

Тут следует сделать небольшое отступление. Дело в том, что в отличие от городских, южных цивилизаций Средиземноморья, Индостана или Восточной Азии, мировоззрение народов Арктики не было пронизано строгими социальными рамками и регламентами. Это было довольно демократичное общество, скорее партиципативной системы управления, а не Восточные деспотии.

Анализируя нарративную информацию о древних культурах, содержащуюся в мифологии письменных текстов или устном предании, становится понятным, почему в жестких общественных системах для простолюдинов Востока и Средиземноморья было жизненно необходимо верить в чудеса, в сказочных существ и приключения. В таких обществах волшебная мифология была необходимым элементом политической культуры, гарантирующая внутреннюю стабильность.

В свою очередь, для культуры народов Арктики и управления их социальными системами, подобные идеологические наркотики не были столь необходимы. Северные люди знали, что без взаимовыручки и сплоченности, без взаимозависимости и знаний о законах природы в столь трудных жизненных условиях, выжить невозможно ни аристократу, ни простолюдину. Результатом такого мировоззрения, было сочетание в сознании северных людей личной высокой самооценки с целеустремленностью, свободолюбием, выдержкой и презрением к смерти. Люди жили в гармонии с природой и не считали катастрофическим бедствием буйство стихии, физические и атмосферные явления.

Любой культурный человек стремится познать окружающий мир или обрести свои корни.

Изучая, на основании письменных источников средневековья, мифологическую подоплеку Культуры Сейда, становится очевидным, что изначально Магию Сейда практиковали только Ваны, земные боги и противники небесных Богов Асов. Снорри Стурлуссон подчеркивает в тексте «Круга земного», что изначально Сейд был искусством ванов, а в Асгард его занесла Фрейя.

При установлении мира между ними и обмене заложниками, включая браки среди членов высшей иерархии богов, Богиня Фрейя научила этому искусству двух Асов, Одина и Тора.

Иных версий появления Магии Сейда у Асов и северных народов нигде в письменных или устных источниках более не встречается. Но, тем не менее, обращая внимание на упоминания в текстах саг об Асах, практиковавших Сейд, можно предположить, что он был частью культа ванов, вошедших в магический арсенал небесных богов и правителей, но не столь распространенного в древней Скандинавии.

В качестве неоспоримого аргумента известный исследователь нордической культуры Гвендульф Гундарссон приводит цитату из Снорри Стурлуссона, «Сага об Инглингах»(Ynglinga Saga): - « Один познал то, что называется Сейд, и поэтому мог знать судьбы людей и вещей, и мог причинять смерть, болезнь или неудачи, и мог забрать у человека разум или жизнь, и отдать их другому».

То есть речь идет о заимствованной практике, но осталось никаких упоминаний о связи Магии Сейда с религией Асов, несмотря на то, что по крайней мере Один, Фрейя и Тор ею владели.

Вероятнее всего Сейд является остаточным элементом ванических культов, не имеющих особенного распространения за пределы Скандинавии и северной Европы.

Отношение в Магии Сейда в мире викингов было двояким и если вначале Сейд был почитаемым ремеслом, постепенно отрицательное отношение к Сейду возрастало с течением эры викингов, и потом, после обращения в христианство.

Многие исследователи, по-прежнему считают Сейд исключительно частью скандинавской религии, связывая его с Асами и Одином.

Но при этом часто забывается, что и сибирский шаманизм ванический Сейд в частности, были значительно старше, чем средневековое скандинавское мировоззрение викингов Одинизм, или как более известное в религиоведении – Асатру. Многие тут же впадают в другую крайность, считая религию Трота – Асатру («верность асам»), заимствованной скандинавами у неиндоевропейских народов, заселившими Северную Европу.

Восприятие магии Сейда первыми контактерами, как формы шаманизма не удивительно.

Аналогичными были первые контактами европейцев с шаманистическими культурами во времена открытия новых континентов, цивилизаций и народов в эпоху географических открытий и на заре развития этнографии. С шестнадцатого по девятнадцатый век набожные путешественники и первооткрыватели новых земель рассматривали всякий шаманизм как злое искусство.

Это не удивительно, поскольку у человека любой культуры, как у язычника, так и у христианина, любое непонятное вызывает справедливое опасение. Противоположный вариант процесса, что если Магия Сейда способна нанести психологический или психофизический ущерб, то аналогично эту магию можно употреблять и для добрых дел, как правило, никем и не рассматривался. Хотя вполне рационально предположить , что «подобное лечат подобным» и магию Сейда возможно применять и для исцеления подобных психофизических нарушений.

К сожалению, так сложилась скандинавская традиция, что в сагах записанных в период после принятия христианства, мы чаще встречаем упоминания о Сейде как своеобразной форме «черной магии». Но сам Сейд, как и любой вид шаманизма не связан с категориями Добра и Зла. Сейд и Шаманизм - это методы. Как и вся сопутствующая атрибутика, начиная от Камня Сейда на мегалитическом комплексе и заканчивая униформой Сейдкон или костюма Нойды у саамов. Сейд и Шаманизм это инструменты, а инструмент не может быть хорошим или плохим. Все зависит от того, в чьих руках он находится.

Практикующий Сейд концентрирует энергию и направляет ее на определенный объект, принимая на себя ответственность за этот поступок. Все зависит от моральных и этических принципов самого практикующего. Сейд, как позднее и европейское ведьмовство с течением времени стали частью народной магии.

Идеологическая дискредитация в раннем средневековье не миновала культуры Сейда. И вскоре искусство Сейда подверглось такому мощному идеологическому подавлению, что было вытеснено конкурирующими идеологиями. Это происходило на всем евразийском пространстве еще до широкого распространения христианства.

Так на Руси, для управления подчиненным славянскими, балтскими, тюркскими и угро-финскими народами, пришлось модифицировать и адаптировать в удобную для восприятия форму, культ Перуна и создавать особый славянский языческий пантеон.

Новая идеология не продержалась долго и во времена христианизации Руси была быстро загнана в подполье, впрочем, сохранившись в памяти и до наших дней, как особая форма языческой автохтонной религии.

Негативное отношение к Сейду началось еще раньше появления христианства на севере Европы. Тем более, что, если вспомнить историю, то и сами скандинавы достаточно враждебно относились к Сейду.

Если говорить о Магии Сейда в контексте нордической религии, то эту практику традиционно относят к «верности Ванам», земным божествам плодородия. Главными средь них являются Фрейя, Фрей и Ньорд, персонифицированные силы природы.

Естественно, что их ванические верования в основном касались женских божеств природы и плодородия, а ритуалы представляли собой экстатические сексуальные мистерии. Для воинов викингов, уж никак не считалось нормальным , когда особь мужского пола принимала облик женщины и в этом качестве практиковала Сейд или заимствованные восточные практики шаманизма.

Имеются и примеры положительного применения Сейда, помимо случая с Тулом .Торгейром. История, рассказанная в исландской саге «Сновидения Торхаллра»(«Thidranda thattr ok Thorhalls»), как пророческого аспекта этой Магической практики, мы находим на камне Корброна датируемого концом десятого столетия.

На нём вырезана надпись руническим шифром внутри креста «Тор, верши сейд!»(«sitha thur!»). Исследователи этого артефакта полагают, что она сделана скорее всего язычником, живущем в христианском районе и предполагает, что техники Магии Сейда также использовались ими в качестве защитных мер во враждебном окружении христиан.

Вероятно, автором надписи предполагалось, что если яростный Тор-громовержец сотворит обряд Сейда, то тому, на кого он будет направлен, будет весьма плохо.

Всякая агрессивность в действиях, а тем более магия Сейда зависит от обстоятельств.

Магическая активность и моральность применения практики Сейда, дают все основания опасаться, что человек, способный с помощью магии делать добро, точно так же способен и творить с помощью магии зло, хотя вполне резонно предположить и обратное. Тем более что еще древние осознавали существования закона сохранения энергии.


по статье "Феномен Сейда" В.Трошина, (с) 2005
1. Введение
2. Термин «Сейд»
3. Культура Сейда
4. Нордическая традиция и Практика Сейда
5. Отличие Магии Сейда от Магии Гальдра
6. Магия Сейда и Шаманизм
7. Практика Сейда: Традиция, Атрибутика и Обряд

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Следующие Главная страница