Rosetta Tarot. Аркан I Маг

Я приступаю к проработке Мага со стойким ощущением, что упускаю одну очень важную часть его – собственно, магическую составляющую. Но, реально оценивая свои возможности, я вынужден оставить за рамками данной статьи все, что связано с «приданием бесформенным предметам Красоты», так как считаю себя на данном этапе совершенно некомпетентным в этих вопросах.
Очень надеюсь, что через некоторое количество лет вернусь сюда с необходимым опытом и допишу соответствующий раздел – тогда Маг станет завершенным.
А пока буду делать упор на те меркурианские качества, которые более-менее успел освоить.

Маг Силы
Планетарный аркан Меркурия
Еврейская буква: Бет (дом)
Древо Жизни: Путь 12, от [1] Кетер (Венец) к [3] Бина (Понимание)
В ранних колодах Маг именовался Фокусник или Жонглер, и здесь он изображен жонглирующим четырьмя символами мастей (жезл, чаша, меч и диск) и четырьмя дополнительными символами (факел, крылатое яйцо, перо и свиток). Он представляет собой образ Меркурия, одну из форм Тота; а поскольку Маг, несмотря на обращение в мужском роде, является андрогином, он одновременно может включать и женскую ипостась Тота – Сешат. Его поза напоминает изображение значка Меркурия, а венчает его змей мудрости в форме лемнискаты. Маг – это также первый из алхимических арканов – помимо планетарного соответствия Меркурию, он представляет также алхимический элемент Ртуть.
Планета Меркурий никогда не отклоняется более, чем на 28 градусов от Солнца, и находится так близко к нему, что может быть увидена невооруженным глазом только в течение очень короткого периода непосредственно после заката или перед рассветом. Здесь мы видим восходящее солнце позади пьедестала, на котором стоит Маг. Солнце как аркан XIX также связано с Магом в том смысле, что число 19 нумерологически сокращается до 1 (1 9 = 10, 1 0 = 1).
С двух сторон в нижней части карты грозят кулаком две Обезьяны Тота (Кинокефалы). Они изображены в паре, чтобы проиллюстрировать двойную природу Меркурия/Тота и Солнца (имеются в виду мифологические близнецы-Солнца и зодиакальные Близнецы, чьей управляющей планетой является Меркурий). Меркурий и Тот – оба вестники, несущие послание. Кинокефалы высмеивают Мага и искажают его слова (ведь он несет Слово, Логос) при переводе от того, что вверху, к тому, что внизу, создавая ему репутацию трикстера. Маг – это проявленность и воля проявлять, но «проявленность предполагает иллюзию», и искажение понимания неотделимо от слов и всех форм коммуникации. Гермес как посланник ассоциируется со словами. Слова обладают силой вызывать проявленность и имеют непосредственное отношение к понятиям причины и последствия. Они передают идеи путем, во многом схожим с тем, которым Маг несет Слово от источника вниз.
Маг держит и одновременно жонглирует жезлом-кадуцеем со змеей и чистым кварцевым кристаллом вместо набалдашника. Одной рукой он указывает вверх, а жезл в другой направлен вниз, вызывая в памяти вторую строчку из Изумрудной Скрижали Тота, или Тайного Слова Гермеса, которая звучит так: «То, что внизу, подобно тому, что вверху; а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И все это только для того, чтобы свершить чудо одного-единственного». Маг представляет проявление материи через волю.
Маг находится на пути Бет Древа Жизни, имеющем номер двенадцать и ведущем от Кетер, источника, к Бина, воле формирования и божественной матке. Бет означает дом, и это тот дом, где дух спускается к материи. Маг – строитель дома, направитель и обладатель источника. На Древе путь Мага противоположен Шуту. Маг это эволюция Шута-дурака в Шута-паяца, Шута-фокусника, жонглера. Жонглирование (как и магия) требует предельной концентрации. Согласно Алистеру Кроули, «Магия – это наука и искусство вызывать изменения в согласии со своей волей». Маг – это канал; он – и передающий, и то, что передается, одновременно. Сила сверху проходит через этот канал вниз, направляемая усилием воли.
В раскладе Маг показывает умение и сознательную фокусировку энергий; волю к проявлению. Четкое желание и продуманные действия приводят к успеху. Визуализируйте то, что вы хотите создать, и работайте над этим. Послания, письмо, коммуникация и торговля – все это входит в сферу влияния Меркурия и, таким образом, также имеет отношение к Магу.
© M.Meleen. Book of Seshet
перевод © AvAdon
Вначале, пожалуй, займусь пересказом некоторых идей «Мистической Каббалы» Форчун, имеющих, как мне кажется, непосредственное отношение к Магу и представляющих определенный практический интерес для нашей жизни.
Кетер несет в себе всю силу Первоисточника. Возникает она вследствие определенного процесса (типа кристаллизации), но этот процесс условный, и Кетер сама по себе остается статичной, поэтому эта сила на данном этапе остается невостребованной. Затем появляется Хокма – и здесь возникает динамизм, непрерывное движение от одной точки к другой. Создания формы пока еще нет – есть только потенциал, активный в постоянном режиме и готовый эту форму создавать. Создание формы – следующий этап – носит сексуальный характер и требует полярности – Хокма в этом смысле несет признак мужского пола. Затем появляется Бина – и линии замыкаются в форму – треугольник. С помощью всей силы Первоисточника, содержащейся в Кетер, путем динамичного переноса этой энергии через Хокма, в Бина создается первая форма. Бина – строитель формы. В плане пола Бина соответствует женщине. Перенеся на микрокосм, видим то же соответствие – мужчина своим потенциалом задает начало развитию эмбриона, но женщина-мать рожает, материализует новую жизнь и дает форму.
Какую практическую пользу представляют собой эти утверждения? Такую, что необходимо уметь проявлять себя и как Бина, и как Хокма. Т.е. как Бина быть готовым сформировать свое мнение, включить интеллектуальную и эмоциональную составляющую путем восприятия активного двигающего начала – Хокма, которая действует на нас – произведений искусства, достойных людей из окружения и т.д., всего того, что превосходит в чем-то наш уровень и может способствовать развитию. «Это текучая, вечно пульсирующая полярность является одним из наиболее важных моментов в практических делах. Мы должны учиться понимать, когда можем функционировать как Хокма и дарить миру свои действия, и когда мы лучше функционируем как Бина, заставляя нашу среду оплодотворять нас, чтобы быть плодовитым», - пишет Форчун.
Так вот, Маг – это путь Кетер-Бина, но, поскольку Бина – уже третья эманация после Хокма, Маг знает все и о Хокма тоже (он же – более зрелая форма Шута; да и вообще – вон на его карте сколько гадюк, одна сплошная мудрость, чит. понимание). Поэтому у него не просто идеальный баланс между этими двумя полюсами, но еще и мастерское умение включать тот, который необходим ему в данный момент. Разумеется, чтобы донести эту идею с помощью картинки, Маг должен быть изображен на карте в виде андрогина – и создатель Rosetta Tarot прикрывает гениталии Мага накидкой. В связи с этим, хоть я и обещался не затрагивать тему Магического пути в статье, не могу удержаться и не привести цитату Sr. Barhat из ее статьи «Магическая андрогинность»:
Возможно, чтобы донести ту же идею, на данной карте изображены Солнце и Луна (в том числе и на шапках Кинокефалов), а жезл Мага приобретает форму кадуцея (да, в Таро Тота кадуцей тоже присутствует, но не в виде орудия Мага – там у него фениксоглавый жезл) – все это алхимические символы. Продолжение этого алхимического процесса мы увидим во «Влюбленных» (ну и завершение – в «Искусстве»), зодиакальном аркане Близнецов. Маг тоже очень близок к этой сути Близнецов (не зря на карте художник раздваивает Кинокефалов), и мне кажется, к его характеру неплохо подойдет описание из одного юмористического гороскопа: «Близнецы - вечный ребенок - как интеллектуально, так и в чувствах. Взрослеть отказывается напрочь и чаще всего паразитирует на ком-нибудь до глубокой старости. Единственное, что любит на самом деле - это поговорить, переливая из пустого в порожнее. Читает мало, но обо всем имеет свое мнение, которое правда меняет раз десять - двенадцать в неделю».
Поскольку каждая сефира позитивна к последующей и негативна к предыдущей, проявлять себя как Хокма обычно проще – мы имеем естественную тенденцию пытаться навязать свое мнение, при этом сами обычно неохотно его корректируем. Наверное, у меня тоже наблюдается подобный перекос, усиленный к тому же гендерной принадлежностью. Среди тех, с кем мне приходилось общаться, находились люди, у которых вообще активизирована исключительно Хокма – и заставить их услышать себя практически невозможно. Так и хочется им сказать: «Товарищи,идите в Бину включите Бина». Но имхо, гораздо хуже ситуация, если человек постоянно находится в состоянии Бина – и в коммуникативном процессе оказывается слишком пассивным, зависимым от чужого мнения и неспособным отстоять свою точку зрения (скорее, не имеющим ее).
Я не зря так много внимания уделяю процессам коммуникации, говоря о Маге. Все, что связано с речью и информацией – входит в сферу влияния Меркурия. И весьма справедливо его ату изображает Мага – вся Магия как то, что «вызывает изменения», проводит это через слова. «Слова обладают силой вызывать проявленность», - написано в статье, поэтому Слово – главное орудие Мага. В самом деле, с точки зрения результата, если желаемое «изменение» состоит, например, в улучшении материального положения – нет разницы между произнесенным заклинанием-вызовом некой сущности, принесшей невесть откуда мешок золота, и мотивационной речью, заставившей толпу народа раскупить твой товар. В обоих случаях имела место магия, вызванная Словом.
Итак, Маг – источник всего проявленного бытия, вызывающий проявление через Слово. Но «проявленность предполагает иллюзию», и точно так же «уже в древнейшие времена было замечено, что употребление речи или письма влечет за собой, в лучшем случае, двусмысленность, а в худшем – ложь». Об ущербности коммуникативных процессов написано очень много статей и книг. Попробую объяснить это с точки зрения магической сущности Меркурия. В документе «Видение Вселенского Меркурия», опубликованном Регарди, этот процесс описывается следующим образом: «Так поддерживается Равновесие Природы, ибо сей Меркурий есть исток и начало всякого движения. Он, Она, ОНО пребывает во всем сущем, но никому не дано сдержать полет его крыльев. И когда бы ни сказали «Он здесь», - его уже нет здесь, ибо за это время он уже унесся прочь, ибо он есть Вечное Движение и Вибрация». То есть, поскольку, он – «Вечное Движение», текучесть и парение (Ртуть), а отдельно взятое Слово носит статичный характер, заковать беспрерывный поток в словесную форму просто невозможно. Этот момент обычно упускают все сайты по психологии и лингвистике, посвященные коммуникации (много написано про искажение сообщения при передаче, но про искажение первоначального образа, который тоже в движении – нет). По крайней мере, я подобного подхода нигде не нашел, поэтому даже попросил коллегу по работе помочь мне его проиллюстрировать (с картинками у меня дело обстоит похуже, чем со словами).
Идея моя для этой картинки состояла в следующем:
1) Человек хочет донести до другого человека определенную мысль (А)
2) В процессе формулирования сообщения суть его (А) видоизменяется, потому что ее образность пытаются «сковать» словесной формой
3) Но, поскольку первоначальная мысль в голове у первого человека (А) тоже находится в «вечном движении», и она кардинально меняется, даже пока сообщение еще идет до второго человека
4) В итоге оба человека на какую-то долю секунды (потому что дальнейшее движение не прекращается) остаются с новыми разными идеями в головах – Б и В – и некоей иллюзией понимания друг друга
5) Первоначальная мысль-образ потеряна, она не существует.

По такому сценарию развиваются большинство межличностных взаимодействий. Настоящий Маг более искусен в этих вопросах – и может намеренно запустить Слово таким образом, чтобы сформировать нужный образ (А, Б или В) в голове у получателя информации. В этом плане очень продвинутыми магами являются все общественные деятели – их способностям воздействия на людей можно только позавидовать (ну и посочувствовать людям-кроликам). Последовательность слов, интонация, сопровождение визуальными образами – в общем все, что изучается в рамках отрасли психологии НЛП, - это чистая магия. Не зря Д.М. Крэг включил в новое издание своего шедевра Modern Magick целый раздел, посвященный НЛП (кстати, книжка в оригинале очень достойная, еще бы нашелся кто-нибудь, кто бы выполнил качественный русский перевод – цены б ему не было).
Понятно, что все вышеописанное сильно утрированно. Однако значительная доля Истины есть даже в таком выводе из всего этого, что мое написание этой статьи – Ложь, потому что а) ее целью (помимо, собственно, проработки карты) во многом стоит формирование у читателя представления о пишущем, как о человеке знающем, что по многим другим, оставленным за рамками, критериям не подтвердилось бы; б) набор описанных идей не является застывшим, они находятся в постоянном движении и видоизменяются, поэтому, пока Вы дочитали (и даже пока я дописал) до этого момента, первоначально заложенные ассоциации уже устарели; в) сам формат интернет-блога, как и любого виртуального общения, носит наиболее ущербный характер из-за иллюзии близости к пишущему со стороны читающего и уверенности в отдаленности от читающего (и, соответственно, соблазне в создании дополнительных мифов) со стороны автора. Вот карикатурка на тему ))

Пожалуй, достаточно было уделено внимания Слову из пары «Воля и Слово, творящие мир», можно переходить к Воле. Андрогинность – не единственное свойство, связывающее Мага с Шутом. Оба берут свое начало в Кетер – оба несут в себе всю силу Первоисточника. Поскольку Маг черпает силы непосредственно из этого резервуара неограниченной емкости (в отличие от более низших сефир – где энергия может быть только перераспределена между двумя эманациями), он и всемогущ – ему не нужно задумываться о последствиях и компенсациях. У Шута все то же самое, но еще нет сознания, цели, воли, поэтому его несет на потоке. Маг же – это желание действовать как утверждение себя, поэтому он и несется напролом к Бине, архетипичному негативному. Для этого помимо Воли необходимо обладать еще и крайней смелостью – и Кроули пишет о нем: «Он далеко превосходит мужественную силу Марса. Все прочие боги – лишь ипостаси Юпитера, сотворенные Гермесом. Он – первый из Эонов».
Маг может себе это позволить, потому что обладает неограниченными полномочиями. Но кроме этого он хочет просто
попаясничать («У этого бога превосходное чувство юмора», - пишет далее Кроули), ведь если Шут – это зародыш, то Маг как более продвинутое его проявление соответствует ребенку (по изображению на карте Rosetta Tarot видно, что он до неприличия юн, а цветовая гамма Золотой Зари вызывает ассоциацию с «детьми индиго»). «Шут – это семя, стремящееся прорасти, Маг – то, что уже обрело форму. В психологии он соответствует понятию Эго. Меркурий доволен собой, пребывая в роли малого бога, знающего законы творения и двигающего сферы вокруг себя». В нашей жизни дети (особенно дошкольного возраста) демонстрируют порой проявления такой мощной воли, что заставляют скакать вокруг себя на одной ножке не только родителей, но и вообще любого оказавшегося рядом. Так и Маг, руководствуясь своей Волей, выбирает себе путь в Бина.
Название этой карты во французской традиции «Le Bateleur», действительно, происходит от слова Baton – жезл. А среди инструментов Мага – символов мастей – именно жезл соответствует Воле. Да, он владеет всеми своими – эмоциями, разумом, телом, Волей – но прежде всего Волей. И на изображении Rosetta Tarot он уверенно сжимает это основное свое оружие.
Из общения со знакомыми психологами мне известно, что современная наука психология практически не в силах объяснить явление Воли; по крайней мере, она сталкивается со значительными сложностями при попытке определения ее природы. Это неудивительно, потому что в некотором роде это явление непознаваемо – ведь путь Мага лежит выше Бездны. В статье про Шута я привел притчу про раввина с его «и ты прав», затем я обнаружил у Телемского эту же притчу в разделе о Маге. Безусловно, к Магу она еще лучше подходит, сочетаясь с идеей «лживости» слов, но подобный образ мышления необходим в принципе для рассужений о любом Пути, находящемся выше Бездны – слишком уж непознаваема человеческим разумом их природа.
Итак, Воля Мага толкает его в сторону проявленности: «желание мага создавать и менять этот мир абсолютно», поэтому он несется к Бина. Как уже было сказано выше, Бина – создатель формы. Но любая форма предполагает ограничение, которое должно быть разрушено, поэтому Бина – одновременно и разрушитель формы. Может быть, поэтому Кроули описывает в видении о нем «косы, мечи и серпы, кинжалы и ножи, все острые вещи мира» и называет «мельницей, на которой Универсальная Субстанция, то есть Эфир, была перемолота в материю». Поскольку придание формы и уничтожение формы – единый процесс, то и Маг вне наших категорий добра и зла («Жезлом он созидает… Кинжалом он разрушает…»). Выбор конкретных методов достижения своих целей – полностью лежит на ответственности каждого, творящего свою Волю. А это ой какая ответственность для Мага, который сам создает свою жизнь. Ведь к нему очень хорошо подходит английская пословица: «If you want a thing done well do it yourself» - если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его САМ.
Просто такого уровня компетенций и мастерства, который есть у Мага, больше нет ни у кого из окружающих его, поэтому ему и приходится чаще всего рассчитывать на себя, хоть он и в совершенстве владеет способностью «глаголом жечь сердца». Не стоит забывать, что Маг, магнит, магнетизм – все однокоренные слова, и это говорит о колоссальной харизме Мага в межличностных отношениях. Харизма – не что иное, как скрытое сексуальное влечение, поэтому Маг обладает большим потенциалом и в этой области (тем более на картинке – накидка-накидкой, но контуры какие-то двусмысленные… хотя, возможно, это я уже, как в анекдоте, воспринимаю – «А откуда у вас такие картинки?»).
Итак, резюмирую. Я попытался в статье рассмотреть Мага с трех основных позиций – как (1) алхимический аркан выработки в себе магической андрогинности, как (2) Слово, творящее Вселенную, и как (3) абсолютную Волю к созданию и изменению. До поры до времени за рамками оставил все, что касается магической сути – скрижали Гермеса, степени 9=2, истинной Воли и т.д. Надеюсь, когда-нибудь у меня появится опытный базис и моральное право рассуждать и об этих вещах тоже, и я допишу статью.
sunny night epoch
Я – Гермес Меркурий, Сын Божий, вестник, связующий Высших с Низшими. Без них меня нет, а союз их – во мне. Я омываюсь в Океане. Я заполняю пространство Воздуха. Я проникаю в нижние глубины.
«Видение Вселенского Меркурия», опубл. в «Полная система магии Золотой Зари» И. Регарди
- Опишите свою колоду (вытянув карту).
- Здесь выпал Маг, карта Меркурия, жонглирующего символами четырех мастей, а также факелом, крылатым яйцом, стилосом и свитком. Колода несет меркурианскую природу в том плане, что одновременно играет разными художественными материалами в каждой из четырех мастей, при этом удерживая равновесие между ними. Меркурий – это еще одна форма Тота, а поскольку моя колода основана на Таро Тота, эта карта выпала весьма уместно; к тому же Тот/Меркурий – это бог мудрости. Я считаю, что Rosetta Tarot – это колода для думающих, для исследователей оккультного, так как каждое изображение построено на фундаменте нескольких комплексных эзотерических систем. Она больше, чем просто набор красивых картинок, и основана не на моих личных домыслах, но на выдержавших испытание временем герметических дисциплинах. Она – посланник; она одновременно форма и содержание. Серьезный исследователь может найти в этом постулате ключ ко многим мистериям.
Из интервью M.M.Meleen
Ну и кто из них больший Дурак - Шут, естественным маршрутом вспышки молнии несущийся к Архетипичному Позитивному, или Маг, напролом прущий к Архетипичному Негативному?
AvAdon

Я приступаю к проработке Мага со стойким ощущением, что упускаю одну очень важную часть его – собственно, магическую составляющую. Но, реально оценивая свои возможности, я вынужден оставить за рамками данной статьи все, что связано с «приданием бесформенным предметам Красоты», так как считаю себя на данном этапе совершенно некомпетентным в этих вопросах.
Очень надеюсь, что через некоторое количество лет вернусь сюда с необходимым опытом и допишу соответствующий раздел – тогда Маг станет завершенным.
А пока буду делать упор на те меркурианские качества, которые более-менее успел освоить.

I - Маг
Маг Силы
Планетарный аркан Меркурия
Еврейская буква: Бет (дом)
Древо Жизни: Путь 12, от [1] Кетер (Венец) к [3] Бина (Понимание)
В ранних колодах Маг именовался Фокусник или Жонглер, и здесь он изображен жонглирующим четырьмя символами мастей (жезл, чаша, меч и диск) и четырьмя дополнительными символами (факел, крылатое яйцо, перо и свиток). Он представляет собой образ Меркурия, одну из форм Тота; а поскольку Маг, несмотря на обращение в мужском роде, является андрогином, он одновременно может включать и женскую ипостась Тота – Сешат. Его поза напоминает изображение значка Меркурия, а венчает его змей мудрости в форме лемнискаты. Маг – это также первый из алхимических арканов – помимо планетарного соответствия Меркурию, он представляет также алхимический элемент Ртуть.
Планета Меркурий никогда не отклоняется более, чем на 28 градусов от Солнца, и находится так близко к нему, что может быть увидена невооруженным глазом только в течение очень короткого периода непосредственно после заката или перед рассветом. Здесь мы видим восходящее солнце позади пьедестала, на котором стоит Маг. Солнце как аркан XIX также связано с Магом в том смысле, что число 19 нумерологически сокращается до 1 (1 9 = 10, 1 0 = 1).
С двух сторон в нижней части карты грозят кулаком две Обезьяны Тота (Кинокефалы). Они изображены в паре, чтобы проиллюстрировать двойную природу Меркурия/Тота и Солнца (имеются в виду мифологические близнецы-Солнца и зодиакальные Близнецы, чьей управляющей планетой является Меркурий). Меркурий и Тот – оба вестники, несущие послание. Кинокефалы высмеивают Мага и искажают его слова (ведь он несет Слово, Логос) при переводе от того, что вверху, к тому, что внизу, создавая ему репутацию трикстера. Маг – это проявленность и воля проявлять, но «проявленность предполагает иллюзию», и искажение понимания неотделимо от слов и всех форм коммуникации. Гермес как посланник ассоциируется со словами. Слова обладают силой вызывать проявленность и имеют непосредственное отношение к понятиям причины и последствия. Они передают идеи путем, во многом схожим с тем, которым Маг несет Слово от источника вниз.
Маг держит и одновременно жонглирует жезлом-кадуцеем со змеей и чистым кварцевым кристаллом вместо набалдашника. Одной рукой он указывает вверх, а жезл в другой направлен вниз, вызывая в памяти вторую строчку из Изумрудной Скрижали Тота, или Тайного Слова Гермеса, которая звучит так: «То, что внизу, подобно тому, что вверху; а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И все это только для того, чтобы свершить чудо одного-единственного». Маг представляет проявление материи через волю.
Маг находится на пути Бет Древа Жизни, имеющем номер двенадцать и ведущем от Кетер, источника, к Бина, воле формирования и божественной матке. Бет означает дом, и это тот дом, где дух спускается к материи. Маг – строитель дома, направитель и обладатель источника. На Древе путь Мага противоположен Шуту. Маг это эволюция Шута-дурака в Шута-паяца, Шута-фокусника, жонглера. Жонглирование (как и магия) требует предельной концентрации. Согласно Алистеру Кроули, «Магия – это наука и искусство вызывать изменения в согласии со своей волей». Маг – это канал; он – и передающий, и то, что передается, одновременно. Сила сверху проходит через этот канал вниз, направляемая усилием воли.
В раскладе Маг показывает умение и сознательную фокусировку энергий; волю к проявлению. Четкое желание и продуманные действия приводят к успеху. Визуализируйте то, что вы хотите создать, и работайте над этим. Послания, письмо, коммуникация и торговля – все это входит в сферу влияния Меркурия и, таким образом, также имеет отношение к Магу.
© M.Meleen. Book of Seshet
перевод © AvAdon
Вначале, пожалуй, займусь пересказом некоторых идей «Мистической Каббалы» Форчун, имеющих, как мне кажется, непосредственное отношение к Магу и представляющих определенный практический интерес для нашей жизни.
Кетер несет в себе всю силу Первоисточника. Возникает она вследствие определенного процесса (типа кристаллизации), но этот процесс условный, и Кетер сама по себе остается статичной, поэтому эта сила на данном этапе остается невостребованной. Затем появляется Хокма – и здесь возникает динамизм, непрерывное движение от одной точки к другой. Создания формы пока еще нет – есть только потенциал, активный в постоянном режиме и готовый эту форму создавать. Создание формы – следующий этап – носит сексуальный характер и требует полярности – Хокма в этом смысле несет признак мужского пола. Затем появляется Бина – и линии замыкаются в форму – треугольник. С помощью всей силы Первоисточника, содержащейся в Кетер, путем динамичного переноса этой энергии через Хокма, в Бина создается первая форма. Бина – строитель формы. В плане пола Бина соответствует женщине. Перенеся на микрокосм, видим то же соответствие – мужчина своим потенциалом задает начало развитию эмбриона, но женщина-мать рожает, материализует новую жизнь и дает форму.
Какую практическую пользу представляют собой эти утверждения? Такую, что необходимо уметь проявлять себя и как Бина, и как Хокма. Т.е. как Бина быть готовым сформировать свое мнение, включить интеллектуальную и эмоциональную составляющую путем восприятия активного двигающего начала – Хокма, которая действует на нас – произведений искусства, достойных людей из окружения и т.д., всего того, что превосходит в чем-то наш уровень и может способствовать развитию. «Это текучая, вечно пульсирующая полярность является одним из наиболее важных моментов в практических делах. Мы должны учиться понимать, когда можем функционировать как Хокма и дарить миру свои действия, и когда мы лучше функционируем как Бина, заставляя нашу среду оплодотворять нас, чтобы быть плодовитым», - пишет Форчун.
Так вот, Маг – это путь Кетер-Бина, но, поскольку Бина – уже третья эманация после Хокма, Маг знает все и о Хокма тоже (он же – более зрелая форма Шута; да и вообще – вон на его карте сколько гадюк, одна сплошная мудрость, чит. понимание). Поэтому у него не просто идеальный баланс между этими двумя полюсами, но еще и мастерское умение включать тот, который необходим ему в данный момент. Разумеется, чтобы донести эту идею с помощью картинки, Маг должен быть изображен на карте в виде андрогина – и создатель Rosetta Tarot прикрывает гениталии Мага накидкой. В связи с этим, хоть я и обещался не затрагивать тему Магического пути в статье, не могу удержаться и не привести цитату Sr. Barhat из ее статьи «Магическая андрогинность»:
«Идеальная реальность мага – это в том числе и новое самоощущение. Андрогинность. Человек, перешагнувший в новый Эон, - в некотором смысле андрогин. В его личной формуле инь-ян больше нет определений «мужское» и «женское». Остались только чистые ингредиенты, не приправленные соусом «социальных» ассоциаций. Иньское – темное, сырое, принимающее; янское – светлое, твердое, пускающее стрелу. Маг способен впитывать, как губка, но внутри него живет и стрелок, ясный и меткий… Магическая андрогинность не имеет никакого отношения к сексуальной ориентации. Это просто умение быть по-настоящему свободным и цельным, идеальное равновесие. Быть объемным человеком не только интереснее, чем белой или черной шахматной фигуркой, - это единственный возможный путь, который ведет к новому восприятию действительности, к магическому мировоззрению. Потому что трансляция Воли во внешнюю реальность начинается с внутренней алхимии – и только так».
Возможно, чтобы донести ту же идею, на данной карте изображены Солнце и Луна (в том числе и на шапках Кинокефалов), а жезл Мага приобретает форму кадуцея (да, в Таро Тота кадуцей тоже присутствует, но не в виде орудия Мага – там у него фениксоглавый жезл) – все это алхимические символы. Продолжение этого алхимического процесса мы увидим во «Влюбленных» (ну и завершение – в «Искусстве»), зодиакальном аркане Близнецов. Маг тоже очень близок к этой сути Близнецов (не зря на карте художник раздваивает Кинокефалов), и мне кажется, к его характеру неплохо подойдет описание из одного юмористического гороскопа: «Близнецы - вечный ребенок - как интеллектуально, так и в чувствах. Взрослеть отказывается напрочь и чаще всего паразитирует на ком-нибудь до глубокой старости. Единственное, что любит на самом деле - это поговорить, переливая из пустого в порожнее. Читает мало, но обо всем имеет свое мнение, которое правда меняет раз десять - двенадцать в неделю».
Поскольку каждая сефира позитивна к последующей и негативна к предыдущей, проявлять себя как Хокма обычно проще – мы имеем естественную тенденцию пытаться навязать свое мнение, при этом сами обычно неохотно его корректируем. Наверное, у меня тоже наблюдается подобный перекос, усиленный к тому же гендерной принадлежностью. Среди тех, с кем мне приходилось общаться, находились люди, у которых вообще активизирована исключительно Хокма – и заставить их услышать себя практически невозможно. Так и хочется им сказать: «Товарищи,
Я не зря так много внимания уделяю процессам коммуникации, говоря о Маге. Все, что связано с речью и информацией – входит в сферу влияния Меркурия. И весьма справедливо его ату изображает Мага – вся Магия как то, что «вызывает изменения», проводит это через слова. «Слова обладают силой вызывать проявленность», - написано в статье, поэтому Слово – главное орудие Мага. В самом деле, с точки зрения результата, если желаемое «изменение» состоит, например, в улучшении материального положения – нет разницы между произнесенным заклинанием-вызовом некой сущности, принесшей невесть откуда мешок золота, и мотивационной речью, заставившей толпу народа раскупить твой товар. В обоих случаях имела место магия, вызванная Словом.
Итак, Маг – источник всего проявленного бытия, вызывающий проявление через Слово. Но «проявленность предполагает иллюзию», и точно так же «уже в древнейшие времена было замечено, что употребление речи или письма влечет за собой, в лучшем случае, двусмысленность, а в худшем – ложь». Об ущербности коммуникативных процессов написано очень много статей и книг. Попробую объяснить это с точки зрения магической сущности Меркурия. В документе «Видение Вселенского Меркурия», опубликованном Регарди, этот процесс описывается следующим образом: «Так поддерживается Равновесие Природы, ибо сей Меркурий есть исток и начало всякого движения. Он, Она, ОНО пребывает во всем сущем, но никому не дано сдержать полет его крыльев. И когда бы ни сказали «Он здесь», - его уже нет здесь, ибо за это время он уже унесся прочь, ибо он есть Вечное Движение и Вибрация». То есть, поскольку, он – «Вечное Движение», текучесть и парение (Ртуть), а отдельно взятое Слово носит статичный характер, заковать беспрерывный поток в словесную форму просто невозможно. Этот момент обычно упускают все сайты по психологии и лингвистике, посвященные коммуникации (много написано про искажение сообщения при передаче, но про искажение первоначального образа, который тоже в движении – нет). По крайней мере, я подобного подхода нигде не нашел, поэтому даже попросил коллегу по работе помочь мне его проиллюстрировать (с картинками у меня дело обстоит похуже, чем со словами).

1) Человек хочет донести до другого человека определенную мысль (А)
2) В процессе формулирования сообщения суть его (А) видоизменяется, потому что ее образность пытаются «сковать» словесной формой
3) Но, поскольку первоначальная мысль в голове у первого человека (А) тоже находится в «вечном движении», и она кардинально меняется, даже пока сообщение еще идет до второго человека
4) В итоге оба человека на какую-то долю секунды (потому что дальнейшее движение не прекращается) остаются с новыми разными идеями в головах – Б и В – и некоей иллюзией понимания друг друга
5) Первоначальная мысль-образ потеряна, она не существует.

По такому сценарию развиваются большинство межличностных взаимодействий. Настоящий Маг более искусен в этих вопросах – и может намеренно запустить Слово таким образом, чтобы сформировать нужный образ (А, Б или В) в голове у получателя информации. В этом плане очень продвинутыми магами являются все общественные деятели – их способностям воздействия на людей можно только позавидовать (ну и посочувствовать людям-кроликам). Последовательность слов, интонация, сопровождение визуальными образами – в общем все, что изучается в рамках отрасли психологии НЛП, - это чистая магия. Не зря Д.М. Крэг включил в новое издание своего шедевра Modern Magick целый раздел, посвященный НЛП (кстати, книжка в оригинале очень достойная, еще бы нашелся кто-нибудь, кто бы выполнил качественный русский перевод – цены б ему не было).
Понятно, что все вышеописанное сильно утрированно. Однако значительная доля Истины есть даже в таком выводе из всего этого, что мое написание этой статьи – Ложь, потому что а) ее целью (помимо, собственно, проработки карты) во многом стоит формирование у читателя представления о пишущем, как о человеке знающем, что по многим другим, оставленным за рамками, критериям не подтвердилось бы; б) набор описанных идей не является застывшим, они находятся в постоянном движении и видоизменяются, поэтому, пока Вы дочитали (и даже пока я дописал) до этого момента, первоначально заложенные ассоциации уже устарели; в) сам формат интернет-блога, как и любого виртуального общения, носит наиболее ущербный характер из-за иллюзии близости к пишущему со стороны читающего и уверенности в отдаленности от читающего (и, соответственно, соблазне в создании дополнительных мифов) со стороны автора. Вот карикатурка на тему ))

Пожалуй, достаточно было уделено внимания Слову из пары «Воля и Слово, творящие мир», можно переходить к Воле. Андрогинность – не единственное свойство, связывающее Мага с Шутом. Оба берут свое начало в Кетер – оба несут в себе всю силу Первоисточника. Поскольку Маг черпает силы непосредственно из этого резервуара неограниченной емкости (в отличие от более низших сефир – где энергия может быть только перераспределена между двумя эманациями), он и всемогущ – ему не нужно задумываться о последствиях и компенсациях. У Шута все то же самое, но еще нет сознания, цели, воли, поэтому его несет на потоке. Маг же – это желание действовать как утверждение себя, поэтому он и несется напролом к Бине, архетипичному негативному. Для этого помимо Воли необходимо обладать еще и крайней смелостью – и Кроули пишет о нем: «Он далеко превосходит мужественную силу Марса. Все прочие боги – лишь ипостаси Юпитера, сотворенные Гермесом. Он – первый из Эонов».
Маг может себе это позволить, потому что обладает неограниченными полномочиями. Но кроме этого он хочет просто

Название этой карты во французской традиции «Le Bateleur», действительно, происходит от слова Baton – жезл. А среди инструментов Мага – символов мастей – именно жезл соответствует Воле. Да, он владеет всеми своими – эмоциями, разумом, телом, Волей – но прежде всего Волей. И на изображении Rosetta Tarot он уверенно сжимает это основное свое оружие.
Из общения со знакомыми психологами мне известно, что современная наука психология практически не в силах объяснить явление Воли; по крайней мере, она сталкивается со значительными сложностями при попытке определения ее природы. Это неудивительно, потому что в некотором роде это явление непознаваемо – ведь путь Мага лежит выше Бездны. В статье про Шута я привел притчу про раввина с его «и ты прав», затем я обнаружил у Телемского эту же притчу в разделе о Маге. Безусловно, к Магу она еще лучше подходит, сочетаясь с идеей «лживости» слов, но подобный образ мышления необходим в принципе для рассужений о любом Пути, находящемся выше Бездны – слишком уж непознаваема человеческим разумом их природа.
Итак, Воля Мага толкает его в сторону проявленности: «желание мага создавать и менять этот мир абсолютно», поэтому он несется к Бина. Как уже было сказано выше, Бина – создатель формы. Но любая форма предполагает ограничение, которое должно быть разрушено, поэтому Бина – одновременно и разрушитель формы. Может быть, поэтому Кроули описывает в видении о нем «косы, мечи и серпы, кинжалы и ножи, все острые вещи мира» и называет «мельницей, на которой Универсальная Субстанция, то есть Эфир, была перемолота в материю». Поскольку придание формы и уничтожение формы – единый процесс, то и Маг вне наших категорий добра и зла («Жезлом он созидает… Кинжалом он разрушает…»). Выбор конкретных методов достижения своих целей – полностью лежит на ответственности каждого, творящего свою Волю. А это ой какая ответственность для Мага, который сам создает свою жизнь. Ведь к нему очень хорошо подходит английская пословица: «If you want a thing done well do it yourself» - если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его САМ.
Просто такого уровня компетенций и мастерства, который есть у Мага, больше нет ни у кого из окружающих его, поэтому ему и приходится чаще всего рассчитывать на себя, хоть он и в совершенстве владеет способностью «глаголом жечь сердца». Не стоит забывать, что Маг, магнит, магнетизм – все однокоренные слова, и это говорит о колоссальной харизме Мага в межличностных отношениях. Харизма – не что иное, как скрытое сексуальное влечение, поэтому Маг обладает большим потенциалом и в этой области (тем более на картинке – накидка-накидкой, но контуры какие-то двусмысленные… хотя, возможно, это я уже, как в анекдоте, воспринимаю – «А откуда у вас такие картинки?»).
Итак, резюмирую. Я попытался в статье рассмотреть Мага с трех основных позиций – как (1) алхимический аркан выработки в себе магической андрогинности, как (2) Слово, творящее Вселенную, и как (3) абсолютную Волю к созданию и изменению. До поры до времени за рамками оставил все, что касается магической сути – скрижали Гермеса, степени 9=2, истинной Воли и т.д. Надеюсь, когда-нибудь у меня появится опытный базис и моральное право рассуждать и об этих вещах тоже, и я допишу статью.
sunny night epoch
Комментариев нет:
Отправить комментарий