Внимание: Любое копирование, частичное или полное воспроизведение текста страницы возможно только при указании автора и наличии ссылки на Блог Olga Seid
г. Краснодар
Просмотреть профиль

воскресенье, 22 июля 2012 г.

Сейд. Введение. Характеристика сейда. 1.1. Асатру.

Введение


Современные магические традиции формировались на протяжении многих веков. Некоторые сохраняли множество сведений о своих аспектах посредством большого количества письменных источников и бережного сохранения знания. Некоторые же почти не дошли до нас в первозданном виде.

В прошлом веке активно начал развиваться интерес к скандинавской магии, которая продолжает находиться на волне популярности и до сегодняшних дней. Учитывая близость к Скандинавии, и у нас встречается большое количество исследователей тамошних магических техник.

Однако в большинстве своем исследователи ограничивают скандинавскую магию использованием рун, оставляя сейд, являющийся довольно большим и важным пластом скандинавского магического искусства, за пределами своего внимания.

Данная работа призвана рассмотреть сейд как магическое течение. Обозначить его составляющие, выяснить атрибутику, изучить обряды. В работе будет рассмотрено развитие сейда в сегодняшние дни, как в реальности, так и в литературе на примере популярного издания.

Работа включает в себя три главы. В первой будет представлена общая характеристика северной магической традиции, исследование сейда как вида магической практики, а также приведение к единой классификации обозначений магов – практиков сейда.

Вторая глава посвящена практической части сейда. Исследуются внешние составляющие колдовства: артибуты, обряды и заклинания.

В третьей главе рассматривается состояние сейда на сегодняшний день среди последователей северной магии, а также изучается использование его в литературе на конкретном примере.

Специальные источники, посвященные данной проблеме, практически отсутствуют. Основные материалы брались из «Старшей Эдды», «Младшей Эдды», редких глав о сейде в книгах о рунической магии и нескольких статей в интернете.


Глава 1. Характеристика сейда


1.1. Асатру


Термином Асатру в современных исследованиях называют систему верований древней Скандинавии и Исландии. Впервые это слово появилось в XIX веке для обозначения древней религии скандинавов. Переводится Асатру как «вера в асов» или «верность асам». Здесь стоит объяснить, что асами скандинавы называли своих богов. Еще одно название этой системы – одинизм, по имени верховного бога Одина. Впрочем, считается, что в древности общего термина, обозначающего эту систему верований, не существовало вовсе. Ведь вера, хотя и достаточно разнообразная, у скандинавов была одна и та же, так что и называть ее как-то по-особому не имело смысла. Так что по большей части Асатру – это название неоязыческой веры, основанной на религии древних скандинавов. Но исследователи продолжают называть так и старую систему верований.

Поэтому в работе для обозначения древней северной традиции будет использовано название Асатру, так как именно оно наиболее в ходу у современных исследователей северной магии.

Итак, попробуем выявить, что же такое Асатру, что входит в это учение и какова его концепция.

Основная проблема в изучении Асатру заключается в том, что сохранилось крайне мало источников об этом учении, за исключением свидетельств о рунах. Да и то в случае с рунами особую роль сыграло то, что этот древний алфавит использовался прежде всего как письмо, а не как часть магических ритуалов. Традиция Асатру некоторое время была почти предана забвению в связи с христианизацией Европы. Поэтому нынешние последователи Асатру стараются воссоздать все элементы этой веры и приблизиться к мировоззрению древних скандинавов с помощью сохранившихся легенд, мифов, саг, песен и различных исторических находок.

Выделяют два основных способа получения информации об Асатру. Это:

1. Исторические свидетельства, дошедшие до наших дней. К ним относятся различные археологические находки, а также литературные источники.

2. Мистический опыт. К этому способу можно отнести, например, шаманские путешествия. Правда, информация, полученная таким способом, не всегда соответствует действительности. Ведь современные шаманы опираются только на свой опыт и умения, поэтому, возможно, многое теряют из того, что знали древние скандинавские шаманы.

В северной традиции не существует каких-то священных книг, но многое из учения основывается на мифологии скандинавов. Однако даже примеры поведения и отношения к жизни, которые позиционируются в Асатру, не являются непогрешимыми. В северной традиции не существует каких-то догм о правильной и неправильной вере. Каждый человек волен сам верить в то, что ему близко. Скандинавы не были категоричными противниками других религий. Они, конечно, отрицали их, но силой переходить в свою веру никого не заставляли, что выгодно отличает приверженцев северной традиции от многих верующих, которые прямо-таки жаждут обратить в свою веру неофитов.

Согласно вероучению Асатру, в людях есть божественная сущность, которая находится вне сознания, при этом взаимодействует с человеком и материальным миром. Эта божественная сущность выражается через богов, которым скандинавы в древности поклонялись. Учитывая существование связи людей и божественной сущности, венцом духовного творения по религии скандинавов являлись люди. При достижении полной гармонии с собой, а значит и с богами, человек может стереть грань между реальным и сверхъестественным миром. Но этого достигали только опытные шаманы. В Асатру не существует понятия «абсолютное зло» или «абсолютное добро». Большое значение имеет лишь то, как ведет себя человек, во что он верит. А весь мир слишком велик и разнообразен, чтобы делить его всего лишь на две половинки – черную и белую. Скандинавы считали, что любое событие может быть и добром, и злом с разных точек зрения. При этом каждый всегда отвечал за последствия совершенных поступков. Поэтому, несмотря на относительную свободу воли в вере скандинавов, она всегда сдерживалась осознанием ответственности за свои действия.

В вере скандинавов существует и загробный мир, причем в самых разных вариациях. Сюда включены Вальхалла, куда попадают воины, павшие в бою. Царство Хель, куда отправляются умершие от старости и от болезней. А в Хель умершие обитают в разных местах, которые, однако, не зависят от того, как человек вел себя при жизни. Скандинавы считали, что за свои поступки человек отвечает еще при жизни. Впрочем, были и исключения. К примеру, насильники, убийцы, клятвопреступники живут в доме, который сплетен из змей, яд которых причиняет преступникам постоянные страдания. Некоторые понятия в северной традиции считались незыблемыми. Но это были не какие-то догматы, а больше правила жизни, такие как честь, вежливость, гостеприимство.

В то же время Асатру во многом основана на фатализме: древние скандинавы верили в судьбу, считали, что жизнь человека предначертана еще при рождении и изменить ничего нельзя. А смысл жизни древнего скандинава заключался в том, что прожить свою жизнь достойно и оставить о себе добрую память. Свидетельства этому находим в основном источнике скандинавских мифов – Старшей Эдде.

"Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных."

Речи Высокого


В настоящее время Асатру подразделяют на три направления: гальд, трот и сейд. Что они собой представляют:


1. Трот

Слово «трот» в переводе значит «вера» или «верность». По сути трот - это даже не магия, а религия, изучение, понимание и нахождение гармонии с окружающим миром. В основе его лежит изучение истории, культуры предков. В понятие трота включают верность традиции, знания о северной вере, знание ритуалов и умение проводить их, наличие системы праздников, умение совершать жертвоприношения. И осознание и использование полученных знаний в жизни и магии. То есть исследование и реализация давних традиций своего народа. Трот больше относится к мировосприятию, но использование его, то есть знаний о предках, в различных магических ритуалах позволяет относить его к магии. Мастеров трота называли годи или гидья, по сути обычные жрецы. В их обязанности как раз и входило проведение ритуалов и праздников. Часто годи становились старший мужчина или старшая женщина в семье.


2. Гальд

Вторая ветвь Асатру называется гальдом. Чаще всего под гальдом понимают магию, колдовство, присущее древним скандинавам. Смысл гальда заключен в его названии. Слово происходит от сочетания «крик ворона». Историю его возникновения можно увидеть опять же в мифах. У Одина было два ворона – Хугин и Мунин, - которые передавали ему все тайны мира. Таким образом, гальд можно обозначить как искусство слушать, понимать и открывать тайны, то есть магия.


3. Сейд

Сейдом обычно называли практики, связанные с воздействием на душу человека, впадением в транс, работой с духами. Чаще всего сейд практиковали женщины, поэтому мужчины относились к колдунам-сейдманам с презрением. Даже в Старшей Эдде есть отрывок, когда Локи называет Одина женоподобным за то, что тот изучил сейд.

«А ты, я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы,
ты – муж женовидный».

Перебранка Локи


Магов, занимающихся сейдом, называли сейдманами, женщин – сейдконами. Тех женщин, которые занимались исключительно прорицанием, которое тоже входило в состав сейда, называли вёльвами.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Следующие Предыдущие Главная страница