1.2. Сейд как магическое течение. Общая характеристика.
Говоря о Сейде, необходимо в первую очередь обозначить, что же вообще понимается под этим словом. Изначально считается, что Сейд был магическим искусством ванов, а в Асгард пришел вместе с Фрейей, которая и обучила Сейду Одина.
Постоянно во всех источниках делается акцент на том, что сейд «темная» магия, вредоносная. Особенно негативное отношение встречалось со стороны мужчин, так как при Сейде маг впадал в транс, что сопровождалось потерей контроля и слабостью, что для мужчины-викинга было непозволительно. Поэтому занимались сейдом в основном женщины. Магия сейда довольно опасна, и в первую очередь для самого практикующего. Так как действия сейда отражаются на самом колдуне. Сейд ослабляет мага, открывает его миру духов, может сделать беззащитным.
Само слово «сейд» произошло от древнескандинавского «seidr», что в переводе может значить «кипение». Оно использовалось для характеристики человека в состоянии невменяемости, сильного возбуждения, иногда бешенства и крайней степени истерики. Воины-викинги считали позорным доводить себя до подобного состояния, так как это делало их слабыми и беззащитными, а нет ничего страшнее для воина, чем подобное ощущение.
Различают «белый сейд» и «черный сейд». «Белый сейд» основывался на прорицаниях, сведениях об урожае, природе, временах года. «Черный сейд» являлся неким скандинавским аналогом некромагии. С ним связывали ритуалы с миром смерти, проклятия, насылания болезней.
В самых первых источниках использование сейда всегда упоминается как нечто зловещее, исключением являлись лишь предсказания. Но в обозначении предсказательниц вообще нет слова сейд, их называли вёльвами или спаконами. Хотя их действия и включены в область применения Сейда. В «Саге об Инглингах» сказано: «Один познал то, что называется 'сейд' - и поэтому мог знать судьбы людей и вещей, и мог причинять смерть, болезнь или неудачи, и мог забрать у человека разум или жизнь, и отдать их другому».
Здесь можно увидеть те направления Сейда, которые были наиболее распространены.
Во-первых, пророчества, предсказания. Самая распространенная и, наверное, самая уважаемая часть сейдических практик. Скандинавские предсказательницы предсказывали погоду, урожай, а также обращались к богам, к духам умерших за ответами на свои вопросы. В связи с этим прорицательниц боялись, а церковники впоследствии обозначили их действия как некромантию или черную магию. Самая известная сага о предсказании – «Прорицание вёльвы», одна из частей «Старшей Эдды». Чуть менее известны другие саги, например, «Сага об Эйрике», в которая пророчица проводит обряд предсказания урожая. При этом она пользуется необходимой одеждой и атрибутами. При помощи пения пророчица входит в магический транс, во время которого ее душа странствует по мирам в поисках ответа. Второй распространенный вариант сейдических пророчеств заключался в вещих снах и ясновидении. Данное направление было неподконтрольным, так как сны приходили к ясновидящим вне зависимости от их воли и желания. Ясновидящие, в отличие от остальных сейд-магов, пользовались всеобщим уважением, так как считалось, что они отмечены богами. В случае с вещими снами никакой подготовки, никаких знаков и атрибутов, никаких ритуалов не было и быть не могло. Однако стоит учесть, что отдельные опытные ясновидящие сумели натренировать себя до того, что могли контролировать видения. Думая о неком событии или человеке и отрешаясь от реальности, ясновидящий мог предвидеть будущее или сказать, что происходит с конкретным человеком в это время. Единственной помощью для ясновидящего была вода. Считалось, что вода является связующим звеном между некоторыми из миров. В пользу этого приводились реки, соединяющие миры, потоки Эливагар. Чтобы вызвать видение ясновидящий долго смотрел на воду, представляя себе потоки, соединяющие миры, и у него могло получиться вызвать видение. Такие видения легко было прервать, стоило только оторвать ясновидящего от воды.
Во-вторых, возможность воздействовать на тела и души другие людей. Именно это и делало сейд такой опасной магией. Посредством сейда можно было свести человека с ума, наслать болезнь, лишить удачи, забрать у человека жизнь. Сейдконы совершали подобные действия с помощью своей магической силы, а также с помощью злых духов. Обратимся к примерам из саг. Во все том же «Прорицании вёльвы» описаны возможности колдуньи Хейд.
Хейд ее называли,
в домах встречая,
вещей колдуньей,
творила волшбу
жезлом колдовским;
умы покорялись
ее чародейству
злым женам на радость.
В «Саге о Гаральде и Сигурде» Кормака Эгмундарсона рассказывается о том, как Один выполнил сейд над Ринд, после чего на женщину нашло безумие.
В «Саге о людях из Лососьей долины» герои Коткель и Грима при помощи Сейда усыпляют семью Хрута и затем убивают его сына.
«Вскоре после этого они отправились в путь, Коткель, Грима и их сыновья. Это было ночью. Они приехали ко двору Хрута и приступили там к великому колдовству. И когда понеслись колдовские звуки, то люди, которые находились в доме, не могли понять, что это означает. Но пение их дивно было слушать. Один только Хрут знал, что это за звуки, и запретил людям выглядывать из дома этой ночью. — Пусть каждый бодрствует, — сказал он, — сколько сможет, тогда нам не будет вреда, если это будет продолжаться. Но все же они уснули. Хрут дольше всех не спал, но и он в конце концов уснул. Одного из сыновей Хрута звали Кари, ему тогда было двенадцать лет, и он был лучшим из сыновей Хрута. Хрут очень его любил. Кари почти совсем не спал, потому что колдовство было направлено против него. Он не находил себе покоя. Он вскочил и выглянул. Он пошел к тому месту, где происходило колдовство, и тут же упал мертвым».
Одним из самых жестоких воздействий сейда считается колдовство Хульд в уже упоминавшейся «Саге об Инглингах». Сначала сейдкона Хульд, преследуя Ванланди, насылает на него кошмары, а затем при помощи заклятий она душит его во сне, ломает ему ноги и убивает.
«Дрива подкупила колдунью Хульд, чтобы та заманила Ванланди в Страну Финнов либо умертвила его. Когда шло колдовство, Ванланди был в Уппсале. Ему вдруг захотелось в Страну Финнов, но друзья его и советники запретили ему поддаваться этому желанию, говоря, что оно наверно наколдовано финнами. Тогда его стал одолевать сон, и он заснул. Но тут же проснулся и позвал к себе и сказал, что его топчет мара. Люди его бросились к нему и хотели ему помочь. Но когда они взяли его за голову, мара стала топтать ему ноги, так что чуть не поломала их. Тогда они взяли его за ноги, но тут она так сжала ему голову, что он сразу умер».
В-третьих, так называемые шаманские путешествия. То есть путешествия духа сейдконы между мирами. Через пение сейдкона настраивалась на образ Иггдрасиля, причем не просто настраивалась, а, скорее, сливалась с ним, становясь его частью. Важным моментом здесь служил посох сейдконы, который символизировал Мировое Древо. Скорее всего, это не обязательный атрибут, а упрощающий работу сейдконы, помогающий представить Мировое Древо. Впрочем, более опытные сейдконы вполне могли обойтись и без посоха.
Сейдкона могла перемещать свой дух между мирами, ведь Иггдрасиль пересекает все миры. Она могла существовать вне времени, как и Мировое Древо, поэтому сейдкона могла путешествовать в любую точку времени. Но важно помнить, что при этом тело сейдконы оставалось на месте проведения ритуала, перемещался лишь ее дух. Переместить тело могла только очень могущественная сейдкона.
В-четвертых, некоторые исследователи, например, Эдред Торссон относят к практикам сейда и оборотничество, поясняя это умением Фрейи превращаться в сокола. Однако ни в каких других древних источниках не встречается упоминание оборотничества среди умений сейдкон и вёльв, поэтому утверждение остается достаточно спорным.
В-пятых, целительство. Также довольно спорное отнесение данной магии к Сейду, но многие исследователи считают, что, учитывая возможности сейда воздействовать на душу и тело человека, сменив полярность направленной магии с минуса на плюс, можно исцелить и душу, и тело.
В-шестых, активно использовалась сексуальная магия. Например, в некоторых ритуалах вхождение в транс предполагало использование некоторых сексуальных практик. Именно из-за подобных действий сейд считался «грязным» колдовством, особенно в концепции христианства. Отсюда появился один из терминов, описывающий сейд - «ergi», что значит «грязный».
Согласно данным о сейде, это была узко направленная магия, которая воздействовала только на душу и тело человека. На врагов насылались душевные расстройства, накликивали смерть, болезни. Друга могли вылечить. Но с помощью сейда невозможно, к примеру, защитить от прямой угрозы, изменить погоду, поднимать мертвецов, затушить или разжечь огонь.
И в заключение следует сказать о трех чертах, с которыми связывают сейдические ритуалы.
1. Высокая платформа или сиденье, на котором находилась сейдкона. Считается, что высокое сиденье символизирует подвешенное состояние между мирами.
2. Песнопения при вхождении в транс. Песнь сейда помогала сейдконе войти в транс, а, кроме этого, приманивала духов, которые слетались на звуки магической песни.
3. Связанность с сексуальными практиками при вхождении в транс. Что связывалось с символическим вступлением сейдконы в сексуальную связь с вызываемым божеством.
Не всегда в магии сейда использовались эти три черты, но в большинстве своем они присутствовали.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий