Внимание: Любое копирование, частичное или полное воспроизведение текста страницы возможно только при указании автора и наличии ссылки на Блог Olga Seid
г. Краснодар
Просмотреть профиль

пятница, 20 июля 2012 г.

Викка. Разные имена «Ведьмы» (часть 2)

Викка. Разные имена «Ведьмы» (часть 2)

Таким образом, если «викка» — не более чем ранняя форма слова «ведьма» и использовалась в этом значении долгое время, прежде чем Гарднер нашел ему новое применение, кажется маловероятным, что она может обозначать с ведьмовством разные вещи. Но что же конкретно обозначает слово «викка»? Как его можно определить? Прежде чем уходить в глубины значений этого понятия, необходимо развенчать несколько этимологических версий, которые получили распространение в последнее время.


Во-первых, что от «викка» ведут свое происхождение слова «мудрость» и «мудрый» в английском языке (wisdom and wise). И именно поэтому, якобы, ведьмовство (witchcraft) – это «искусство мудрых» (Craft of the Wise). Эта версия распространена среди подавляющего большинства практикующих ведьм. Они называют свою религию «искусством мудрых» или же просто «искусство» (craft – ремесло, искусство, профессия). К сожалению, эта версия не находит должной научной поддержки. Тем не менее, легко понять, почему возникла подобная путаница. «Ведьма» и «мудрость» идут рука об руку на протяжении всей истории. В течение многих веков для обозначения деревенских травников и акушерок использовали термин «ведьма» (witch) или «мудрая женщина» (wise woman). Так, Реджинальд Скотт (Reginald Scott) пишет в своей «Энциклопедии колдовства» («Discoverie of Witchcraft» , опубликована в 1584 году): «В тот день он равнодушно сказал на чистом английском: она ведьма или «мудрая женщина». Мы также знаем, что мужским эквивалентом данного понятия выступает слово «волшебник» (wizard) (помните у Толкиена?), который, как раз и связан со словами «мудрость» и «мудрый». Наконец, не стоит забывать, что Альфред Великий применял слово «викка» по отношению к людям, которые, скорее всего, называли себя друидами. В свою очередь, «друид» может быть переведен как «дуб мудрости» или «мудрый дуб». Таким образом, связь между словом «ведьма» и «мудрость» в английском языке, хоть и не имеет под собой научного обоснования, тем не менее, является давней и прочной.


Современные попытки найти истоки слова «викка» привели исследователей к древнему слову, которое обозначает «сгибать/скручивать». Сторонники этой теории утверждают, что ведьмы – это люди которые «сгибают/скручивают» реальность в ходе своей магической практики. Однако, единственное, на мой взгляд, к чему можно отнести «скрученность» или «согнутость» при практике ремесла это то, что человек при этом напряжен до предела, не более того. Так что же обозначает слово «викка» если не «скученный» или «мудрый» (или «перекрученная мудрость» — а что, прекрасное название для языческой рок группы)? Моя позиция совпадает с мнением историка Джеффри Бартона Рассела, который прослеживал слово «викка» до индоевропейского корня «weik2». Среди лингвистов считается, что этот корень несет смысл, объединяющий понятии «религия» и «магия». Наиболее просто объяснить его значение на примере диаграммы, состоящей из двух пересекающихся кругов, один из которых называется «религия», а другой – «магия». «Weik2» будет называться область пересечений окружностей. И это именно то значение, которое наиболее полно подходит для викки (интересно, что единственное слово в индийском языке, которое происходит от рассматриваемого корня, это «веда», используемое для обозначения индуистских священных писаний, что еще раз подчеркивает его связь с религиозными традициями).


Получается, что викка (wicce-craft) или ведьмовство (witchcraft) — это религия? А виккане и ведьмы, ее последователи? Все зависит от того, что конкретно вы подразумеваете под словом «религия». Ученые, занимающиеся сравнительным религиоведением, уже понимают куда я веду. В западной культуре слово «религия» используется в очень узком смысле. Обычно, под ним понимается нечто, обладающее определенной структурой и атрибутами, существующее в сравнительно неизменном варианте на протяжении длительного отрезка времени. К этому можно еще добавить, что религия характеризуется определенными убеждениями, содержится в священных писаниях и доносится до людей узнаваемым среди масс духовенством, как-то связана с Богом или богами, имеет определенный набор ритуалов и четкую иерархию среди последователей, защищает заранее утвержденный набор заповедей. Забавно, но люди, путешествующие по Востоку, легко обнаружат, что многие из величайших религий мира нарушают одно или несколько из этих «правил». Чего уж говорить о сотнях мелких, внутриплеменных и семейных религиях, среди которых «нарушения» встречаются сплошь и рядом. Некоторые из них имеют «текучий» список ритуалов и обрядов, который изменяется со временем. Это не большие, хорошо финансируемые и организованные религии, характерные для западного мира. Для них скорее подходит название «народные верования». И именно в этом смысле, ведьмовство является религией. Так было всегда. И всегда так будет.


Конечно, ведьмы не практикуют те же самые ритуалы, что и их языческие предки тысячи лет назад. Но и христиане уже давно не собираются в катакомбах для проведения агапе (agapes — термин, обозначающий в Священном писании и патриотической литературе понятие христианской любви (милосердия)). Но это не означает, что они не являются последователями учения Христа. Так и ведьмы – последователи религии, которая имеет древние корни. Конечно, две тысячи лет назад ведьмы не называли свою религию «ведьмовство», но и христиан никто не называл в то время «христиане». Но можно ли назвать это традицией? Они ведь даже не говорили на одном языке! Праздновал разные ритуалы! Поклонялись различным богам! Но и в иудаизме раньше было много богов (и богинь, если верить Рафаэлю Патай (Raphael Patai)) и, судя по археологическим находкам, сохраняли эту веру даже во времена римского владычества и только после «реформировались» в монотеизм (такого вы не услышите от своего раввина!). Подобно им, ранние христиане также имели множество богов и богинь, и об этом знает каждый, кто хоть немного ознакомился с библиотекой Наг-Хаммади (Nag Hammadi Library). Да, я говорю о «гностических» христианах, но они, скорее всего, произошли от «протохристиан» второго века и, как показывают недавние археологические находки, имели свое влияние даже на нескольких Британских островах! То, что в конечном итоге стало «стандартным» христианством было выработано и утверждено на вселенских соборах, причем нескольких. Через подобный процесс прошло немало религий, христианство — не исключение. Религии менялись на протяжении веков так же сильно, как и ведьмовство, но в их преемственности мы, почему-то, не сомневаемся. Так почему же ведьмовство должно быть исключением?


Когда христианство начало свою борьбу с магией, то оно рассматривало в качестве «ведьмовских» любые иные религии. В «Canon Episcopi», который является частью официальной доктрины католицизма и восходит к четвертому веку, ведьмы обвинялись в поклонении богине Диане. Лишь позднее церковь изменила свою позицию и причислила их к культу Сатаны. Хотя, Маргарет Мюррей (Margaret Murray) обычно приписывают тезис о том, что европейское ведьмовство уходит своими корнями к остаткам старой, еще дохристианской веры, она, однако, была отнюдь не первой, кто выдвинул это предположение. Этой чести, пожалуй, следует удостоить немецкого лингвиста и фольклориста Якоба Гримма (да-да, того самого, кто писал сказки братьев Гримм). Однако, в связи с тем что Мюррей дискредитировала себя в научной среде некоторыми весьма смелыми и необоснованными утверждениями, ее основной тезис (и тезис братьев Гримм) был отброшен среди прочих. Современны историк Карло Гинзбург (Carlo Ginzburg) в своем исследовании «Benandanti», посвященному истории шестнадцатого и семнадцатого векам в Италии, освещает множество хорошо сохранившихся задокументированных свидетельств о выживании древних языческих духовных практик во время господства христианства в европе. Так как это исследование получило признание даже среди скептиков, она косвенно подтверждает информацию, содержащуюся в публикации Чарльза Годфри Леланда (Charles Godfrey Leland) 1899 г. «Арадия» или «Евангилие ведьм», которая содержит в себе свидетельства о выживании древних магических практик в районе Тосканы. Таким образом, если определять «религию» в широком смысле, как это делают исследователи сравнительного религиоведения, представляется очевидным, что ведьмовство отвечает всем критериям, применяемым к данному понятию. Однако, ведьмовство гораздо шире чем религия.


Что касается магических практик. Как уже было сказано, «викка» уходит своими корнями к словам, которые объединяют собой магию и религию. Почему это так важно? Потому, что это еще раз подтверждает мысль о том, что религия и магия не являются взаимоисключающими явлениями и могут существовать бок о бок в полной гармонии. Что религиозные люди могут использовать магию, чтобы улучшить свою жизнь, и что люди, которые используют магию, могут быть духовными, религиозными и просто «хорошими» людьми. Ученые давно предпринимают попытки вбить клин между магией и религией. Эту тенденцию можно проследить уже в работах Джеймса Фрезера, его «Золотой ветви» в частности. И, хотя современные оккультисты весьма уважают его кодификацию «законов» магии, тем не менее у автора была совершенно другая цель. Как и большинство его современников социологов, он придерживался дарвиновской модели мышления и пытался применять ее даже в тех областях, где этого делать не стоит. Таким образом, ведьмовство, по мнению Фрейзера, не более чем младший предшественник «истинной» религии. По его мнению, религия прошла путь, который легко проследить. Человечество начало с извращенной версии закона причины и следствия, признавая законы сродства и сходства. В ходе развития, оно пришло к анимизму, призывам духов, которые находятся в каждой реке, дереве или камне. Когда человек стал еще более просвещенным, то он пришел к политеизму, полагая, что существует множество богов и богинь, каждый из которых обладает своими силами. Когда же эволюция приблизила его к современности, он стал монотеистом, поняв, что верить можно лишь истинному Единому Богу.


Конечно, приведенную им модель быстро опровергли, по крайней мере, в академической среде. Так Теодор Гастор (Theodore Gastor), профессор сравнительного религиоведения, призвал Фрейзера к ответу за его идеи в предисловии к новому критическому изданию «Золотой ветви». Гастор справедливо отмечает, что даже «примитивные» маги, как правило, не творили колдовства без призывов Бога или Богини. И даже в самых «развитых» монотеистических религиях до сих пор содержится изрядное количество магии, и этого не изменить, назвав последнюю «литургией» или «молитвой» (на Западе массовые шествия католиков – наиболее яркий пример литургии). На самом деле, как утверждает Гастор, религия и магия будут идти рука об руку во всех культурах мира и на протяжении всей истории человечества. И, хотя ученые приняли эту критику, остальные все еще слишком медлительны, чтобы поменять свои ошибочные взгляды и модель Фрейзера все еще господствует в их умах. Особенно она привлекательна для «продвинутых» монотеистов, которые считают, что уже достигли зенита богословских идеалов и что практики магии нет места в их жизни. Видимо, это и «подкупило» тех виккан, которые видят себя лишь на религиозной стезе и находятся выше такой примитивной практики, как магия.


Таким образом, создается впечатление, что сегодняшняя тенденция к отделению викки от ведьмовства, с акцентом на то, что одно – религия, а другое относимо лишь к магии,- это остатки «Фрэйзеровства». Это позиция людей, которые считают, что религия и магия не могут гармонично сосуществовать (я подозреваю, что эти идеи близки, главным образом, к ведьмам, которые вышли из монотеистических религий, но перенесли часть старых установок в свою новую веру). Тем не менее, проведя историческое и лингвистическое исследование, можно доказать, что «ведьма» (witch) и викка (wicca) по сути своей – одно и то же слово и обозначают они, соответственно, одно и то же, а именно: синтез магии и религии. Я прекрасно понимаю, между тем, что лингвисты могут назвать это «этимологическими блужданиями», подразумевая под этим, что слово со временем может менять свой смысл. Быть может, это уже произошло со словом «викка». Ведь слишком много людей постоянно повторяют эту новорожденную «пошлость», что «викка и ведьмовство – не одно и то же». И, может быть, слишком поздно, чтобы повернуть этот поток вспять. Тем не менее, дальнейшее следование «заданному курсу» будет катастрофической ошибкой для такой религии, как наша. И, что более важно, это позиция политически опасна.


Не так давно ведьмы арестовывались за такие «преступления», как «гадание», например, путем чтения карт таро и т.п. Во многих случаях ведьмы строили успешную линию защиты, обосновывая свое поведение тем, что такие магические практики – часть их религии. Однако, я могу себе представить сценарий, который ожидает нас в не столь отдаленном будущем, когда прокурор заявит: «Это не правда! Быть может, ее религия и викка, но она занималась обычным ведьмовством!». В такой культуре, как наша, где магия рассматривается как преступная среди «религиозного большинства», очень опасно позволить провести линию, между магией и религией. Такие слова, как ведьма (witch) и викка (wicca) дают нам шанс избежать этого разделения. Эти слова подобны чашечке Петри, в которой можно перемешивать магию и религию в необходимых пропорциях. Я считаю, что для нас должно быть важно сохранить эту уникальную смесь верований. Когда я принял ведьмовство, как свой путь, я знал, что он охватывает как религиозные, так и магические практики. И я буду упорно заявлять, что я ведьма и викканин, так как это одно и то же. Это моя религия и мое искусство. Это – моя жизнь.


Автор: Майк Николс (Mike Nichols)


Зачарованные тропы.

Первоисточник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Следующие Предыдущие Главная страница