2.3. Обряды
Практически все обряды сейдической магии основываются на трех принципах подготовки. Точнее это даже можно обозначить как первую фазу обряда.
В эти принципы включены транс, дрёма и ритм.
Под трансом понимается полное отключение разума над своими действиями. Сейд-маг отправляет свое сознание в астрал, полностью отключает сознательное восприятие реальности, при этом его тело может двигаться. И вот тут мы переходим ко второму пункту – дрёме. Этот пункт заключается в том, что маги не управляют своим телом. Не управляют в том смысле, что сейд-маги лежат на земле или сидят (чаще второе) на высоком возвышении, не двигаясь, словно мертвые. Фактически это похоже на сознательное отключение чувств и физических ощущений. И далее мы переходим к ритму. Ритмическая пульсация служит неким проводником сознания сейд-мага в иные миры. Постоянно выдерживающийся ритм помогает сознанию колдуна выйти из тела, открыв дорожку в астрал. Ритмическая пульсация могла задаваться в конце первой фазы обряда в том случае, если у сейд-мага есть помощник или помощники. Именно они могли напевать определенный ритм, танцевать или отстукивать. Правда, нет свидетельств об использовании сейд-магами различных инструментов, таких как бубны или барабаны. Однако некоторые исследователи предполагают подобную версию, учитывая схожесть сейда с прочими практиками шаманизма и обосновывая свои выводы тем, что другими шаманами музыкальные инструменты как раз использовались.
Как я считаю, гораздо более вероятным было задавание ритмической пульсации в начале обряда, так как далеко не всегда сейд-маги имели помощников. Тогда начало обряда выглядело следующим образом.
Сейд-маг начинал отсчитывать ритм выше описанными способами, после чего входил в транс, а затем в физическую дрёму. При этом внешний ритм исчезал, оставаясь только внутри сознания сейд-мага.
Достаточно подробного описания обрядов до нас почти не дошло. Восстанавливались они по отрывкам из саг, некоторым историческим свидетельствам и литературным источникам. Удалось найти относительно подробные описания следующих обрядов.
Вещание
Вещание представляет собой вид гадания или ясновидения. Следовательно, можно предположить, что практиковали данный ритуал в основном вёльвы. Однако не следует полностью отделять сейдкон от ритуала вещания, так как при вещании разум сейд-мага может пройти в другие миры и посредством этого спрашивать совета у иных существ, таких как дисы, норны, валькирии, альвы. При этом не обязательно сейд-маги узнавали ответ на вопрос или спрашивали о будущем. Достаточно опытный и умелый маг вполне мог заставить существо подчиниться себе и выполнять задания. С другой стороны, это колдовство весьма опасно, так как существам из иных миров не нравилось находиться в подчинении у мага, и они всеми силами пытались освободиться и, желательно, отомстить. Впрочем, сейд никогда не практиковался как светлая и безобидная магия.
Начинался ритуал вещания таким же образом, как описывалось выше. Сейд-маг посредством ритмичной пульсации входил в транс, его сознание оставляло тело и настраивалось на волну природы.
Для этого при подготовке к ритуалу сейд-маг должен был найти шесть предметов. Три из них должны быть минералами, три – принадлежащими растительному миру. Считалось, что прочувствование этих предметов помогает сознанию колдуна слиться с природной сферой и, таким образом, безболезненно и беспоследственно для себя покинуть тело.
Маги погружались в транс, при этом отделяя сознание от тела. Они могли наблюдать за своим телом стороны, при этом воспринимая себя так, будто они не оторвались полностью от своей физической сущности, а, скорее, слегка отдалились. При этом оставшись привязанными к нему.
В таком состоянии сейд-маги могли направиться в любой из девяти миров. Вещание обычно практиковалось для передачи пророчеств, поэтому сейд-маг настраивался на сущность, которая может дать ответ и рассказать о будущем. При умелом и точном настраивании поиски такой сущности долго не длились. Также можно уточнить, что не существовало конкретных указаний о поведении сознания в астрале. Каждый маг настраивался субъективно на себя. Кто-то заранее долго медитировал, внедряя себе в сознание основную мысль о том, что и кого нужно искать. Кто-то просто начинал ритуал, считая, что все, что необходимо, придет само.
Итак, сейд-маг направлял свое сознание в Альвхейм, это мир светлых альвов в скандинавской мифологии. И далее устанавливал контакт с сущностями из иного мира, которая и давала ему ответ на вопрос. Сейд-маг вслух повторял все то, что говорил ему астральный собеседник, а окружающие его люди слышали пророчество.
Утисета
Ритуал утисеты заключался в идентификации, установлении контакта и последующей постоянной связи сейд-мага с хранителем. Хранителя обозначали понятием фетч или фюльги.
Фетч – это очень сложная астральная сущность, которая могла принимать различные формы, и была связана с сейд-магом на протяжении всей его жизни.
Считается, что фетч бывал двух видов. Первая – это хранитель самого мага, связанный лично с ним. Второй фетч был связан с родом. Так называемый родовой фетч, покровитель семьи, рода, клана. Есть вероятность, что именно отсюда пришло понятие фамильяров.
Формы фетча варьировались. По каким причинам - выяснено не было, однако известно, что фетч мог появляться перед внутренним взором мага в трех обликах.
Первый символизировал духовного партнера колдуна или ведьмы. В этом случае фетч появлялся в облике мужчины (для ведьмы) и в облике женщины (для колдуна).
Второй облик – просто набор абстрактных фигур, которые не складывались в конкретную картинку. В данном случае такой неконкретный облик фетча говорил о том, что сейд-маг недостаточно сконцентрирован, либо недостаточно опытен, чтобы увидеть фетча в менее отвлеченном виде.
И, наконец, третий облик фетча – в виде животного. Который, в свою очередь, подразделялся еще на два варианта. Первый вариант фетча-животного отражал черты характера сейд-мага. Здесь можно провести параллель с анимагией. Второй вариант мог показаться более неприятным на вид, так как воплощал темную сторону мага.
Фетч мог подпитывать сейд-мага энергией, отвечать на поставленные вопросы, сопровождать сейд-мага в его путешествиях по миру духов, защищать и нападать на врагов сейд-мага.
Утисета – ритуал уединенный, проводился на возвышенности, чтобы сейд-маг был открыт пространству. Для проведения ритуала требовался сосуд для питья, напиток, кусок плотной материи.
Первая часть утисеты заключалась в очищении места для проведения обряда. Сейд-маги садились на принесенную материю и, повернувшись к северу, анализировали себя, пытаясь понять, на какое животное они могут быть похожи.
Вторая часть утисеты – это призыв фетча. Призывался он ритмичным заклинанием, текста которого не существует. Объяснение заключается в том, что данное заклинание является однйо из сейдических песен, о которых говорилось выше. А значит сейд-маг не составлял его заранее, а начинал говорить по наитию.
Впрочем, некоторые исследователи (Э. Торссон «Северная магия») предлагают вариант такого заклинания:
Явись, олень-хранитель
приди ко мне кpадучись,
чтобы я узнал твою мощь,
чтобы я познал твою мудрость.
В данном случае, как мы видим, сейд-маг определился с видом фетча, посчитав, что это олень.
Следующим шагом ритуала является установление дружеского контакта с фетчем. А что может послужить наилучшим вариантом установления контакта для викинга? Конечно же, распитие сообща напитков. Кстати, напитки чаще всего брали природные и некрепкие, например, соки или мед.
Напиток наливался в сосуд, после чего маг поднимал его и произносил тост в честь фетча. Обычно тост также был стихотворным и ритмичным, продолжая сейдическую песнь ритуала.
Пример тоста:
Славься, фетч могучий:
ты мой щит,
ты мой даритель закона,
ты мой истинный друг.
Затем сейд-маг начинал призывать своего фетча. Для этого он принимал расслабленную позу, стараясь не напрягать тело. Это делалось, кроме того. из соображений безопасности, так как любой сейд-маг имел очень тонкую грань с миром духов и в любой момент мог уйти в него из своего тела. И тогда главное было озаботиться заранее, чтобы при внезапном расслаблении тело мага не получило повреждений. Приняв наиболее удобное расположение, сейд-маг начинал призывать фетча. Для этого он мог либо повторять ритмичное заклинание, либо просто призывать фетча, не стараясь напевать.
Иногда фетч приходили во плоти, в случае если сейд-маг находится в гордом одиночестве в дикой местности. Главное в этом случае не перепутать фетча с обычным диким животным, которое было привлечено звуками, издаваемыми магом.
Следующим шагом становится связывание сейд-магом себя и своего фетча. Основывалось оно на простом общении, попросту говоря, это знакомство.
После установления контакта сейд-маг отпускал фетча в его мир, но при этом навсегда сохранялась связь мага и фетча. Теперь для того, чтобы обратиться к фетчу, сейд-магу даже необязательно было входить в транс, а можно было просто сосредоточиться на фетче, и тот появлялся перед магом.
Храфнар-сейд
Еще один сейдический ритуал, основанный на прорицании и примечательный тем, что он осуществляется целой группой сейд-магов.
Начинался ритуал с окуривания места проведения священными травами, с целью расслабиться и сосредоточиться на предстоящем обряде. Важным аспектом является ношение участниками ритуала одежды, подходящей для практиков сейда. Желательно синего цвета. Один из участников ритуала создает ритм, отбивая его на барабане, либо просто напевая. В момент затихания ритма провидец начинает говорить, описывая место, через которое происходит духовное путешествие. Прочие участники стараются наиболее ярко представить себе описываемое место. Считается, что это позволяет провидцу легче достигать цели путешествия.
Достигнув конечной цели (в Храфнар-сейде это Хельхейм, царство мертвых), провидец начинает вопрошать духов. Остальные участники исполняют свои роли – либо поддерживают провидца энергией, либо задают вопросы, на которые желают получить ответы.
При этом продолжают отбивать ритм, так как он помогает провидцу удерживать сознание в мире духов.
Однако несмотря на многие сходства данного обряда с практикой сейда, я считаю, что относить его к изначальным сейдическим ритуалам несколько преждевременно.
Первые упоминания о Храфнар-сейде появились лишь в середине ХХ века. Более ранних упоминаний не встречалось, что дает представление, что данный ритуал был создан поздними исследователями и представителями нео-язычества. Кроме того использование ароматических трав более присуще восточным традициям, а не скандинавским. И в этом можно усмотреть повальную моду на восточные ароматические техники. Следовательно, есть большая вероятность, что данный обряд всего лишь компиляция сведений о сейдических видениях и некоторых магических техниках других народов.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий